©2005 Борис ВАСИЛЬЕВ.
ВЭЖ.
|
Беда есть такая на флоте - ВЭЖ-21 называется. Может конечно быть, что поправит меня кто-то, что мол, вовсе даже не беда, а вполне полезная для флотской жизни вещь, и без нее совершенно прожить невозможно на флоте. Не знаю, не знаю…. В моей памяти эта штука совершенной бедой сохранилась. Причем, как это в жизни и положено, случАев с ее участием несколько было, но вот хорошо запомнились два - первый - трагедия, а второй - как положено фарс. Ну да наверное, пора беду эту самую представить поподробнее. Насос это. Водяной эжекторный. Почему двадцать один - не упомню за временем. По внешнему виду - две трубы в виде русской буквы "у" сваренные. Один конец к пожарной магистрали подключается, другой конец - суется туда, где чего откачать надо, воду из магистрали подали - и пошло дело по принципу простейшего пульверизатора, из двух трубочек -кто в детстве делал, так вспомнит. Все эти технические так сказать подробности - к тому, что насосы эти часто на кораблях стационарно закрепленными стоят. Ну там трюм в машинном отделении осушить, еще какую гадость за борт откачать… И дело то как раз в том, что если в насосе этом пожарную магистраль не к тому концу подсоединить - он из откачивающего превращается в нормально накачивающий… То есть вместо того, чтоб осушать и откачивать, наоборот совсем. Где вы видели таких идиотов, чтоб наоборот подсоединяли, спросите? Вот об этом то и рассказ, причем, еще раз замечу, что случаев таких за военно -морскую службу значительно больше было, я здесь только крайние изложу. В самом конце семидесятых еще ходили на боевую службу в Средиземное море эсминцы проекта 30-бис. Кораблики - первый послевоенный проект, красавцы конечно, последние полубаковые, но к сожалению к боевой службы в средиземке совершенно не приспособленные… Жутковато было на их народ смотреть после нескольких месяцев. Так вот один такой эсминец с помощью беды этой флотской и сожгли. Причем, по словам непосредственного назовем его так организатора безобразия, "человека - легенды", пожизненного старшего лейтенанта Вовки Карамзина было это совсем просто. Так вот, сходил этот эсминец на боевую, задачи все порешал успешно, оценка чуть ли не отлично…. И надо же было такому случиться, что вместо родного Санузлава, по окончанию в Город завернули. Что такое после боевой в порту оказаться - это надо хоть раз почувствовать… В общем и целом - расслабуха полная, со всеми вытекающими последствиями. Но постояли они там дня три -четыре - и в родную базу. Идти всего ничего, ночь. Нуте с перед вечерним чаем, около двадцати одного часа спускается помянутый Вова Карамзин в котельное отделение - а он в аккурат командиром котельной группы подвизался, проверил, как народ вахту несет, пайолы соответственно поднял, в трюме посмотреть что там и как , а там - что и говорить, тридцатка бис "с приставкой Пальма" - как на флоте пошучивали. Это вам тот еще агрегат. Словом в трюмах водичка плещется - "вам по пояс будет" -, а сверху - как водится мазут флотский. Вова тут же старшего вахты отодрал показательно, чтоб службу помнил, и приказал, соответственно, ВЭЖ включить, воду из трюмов откачать за борт - с мазутом вместе. Если вы интересуетесь за экологию - их есть у нас.. Имеется ввиду экологических документов. Но кто же на тридцатках их читал? - Тем более , что цистерн для льяльных вод на этих кораблях отродясь предусмотрено не было. Дал он значится команду, и чаек пошел пить. Старшина вахты - годок, опыт помноженный на мастерство, молодого матросика мордой в ВЭЖ ткнул - и тоже на чаепитие отправился…. Ну а уж молодой ВЭЖ включил. Наоборот конечно. То есть нормально воду в трюм качает. Проверять ему недосуг, у него вахта "на горении", то есть за котлом следит…. А котлы надо сказать штука весьма раскаленная. Хоть и облицованы специальным шамотным футеровочным кирпичом, но поверхность весьма горячая, да еще и после боевой, повторюсь, пока в море ходили - прогорело кое - где помалу. Суть да дело - накачалась в трюм водичка до самого пода котлов - так на флотском языке низ котла называется, мазут что на поверхности нагрелся, соответственно - ну и вспыхнул. Дальнейшее на языке официальных документов называется "Пожар в котельном отделении.". Хорошо пароход горел, но потушили однако, правда не без жертв. Так и стал Вова старлеем пожизненно. Трагический конечно случай…… Ну а в конце 80-х, на эскадре, а Средиземном, сообщают мне как-то вечером, что мол завтра - начальник штаба эскадры к тебе пожалует, с пароходом твоим познакомиться. Ладно, что успели - подчистили, прибрали… А пароход - то у меня действительно своеобразный был. Для выполнения специальных задач, в том числе, дизель генераторов там в два раза больше было, чем надо бы для обычной жизни. И размещались они отдельно - два в машинном отделении, а два в носу, в носовом энергоотсеке, как раз под палубой бака. И надо здесь отметить, что мы только из похода пришли. Механик запросил добро что-то там в машине поковырять, ну и чтоб дизеля не шумели - на носовой энергоотсек питание перевел. Наступает утро, пришел начштаба… Походили с ним по пароходу, до бака дошли…. Он: - Чего это у тебя тут стучит? - Носовой энергоотсек - Показывай Спустились. У моряка вахтенного - форма одежды, повязка, доложил как надо. Дизеля грохочут…. Порядок… И тут - Начальник штаба к уху моряка наклоняется и орет - дизеля-то перекричать надо - - Открой пайолы! Ну да. Все правильно. Хотел мой бравый вахтенный трюма осушить слегка. Конечно. Под самые пайолы - водичка с соляркой на поверхности плещется… Начштаба от удивления - глазам своим не поверил видимо - наклонился поближе - и тут - У него из верхнего кармана тропической куртки авторучка, красивая такая, фирменная, - выскакивает - и - вот дизеля грохотали, но честное слово, я четко услышал этот издевательский "ЭЛП!", когда ручка в эту солярно - водяную суспензию плюхнулась с брызгами… …Никогда ни до, ни после не видел я, чтоб адмиралы с такой скоростью бегали. Догнал я его только на трапе, где он уже успел разорвать задницу на свастику дежурному, вахтенному офицеру, старпому, и всем остальным, кто попадался на глаза… Со мной он попрощался весьма скажем так сдержанно, при сходе с борта, типа - Ну….командир…ну….я….б….!!! Водичку мы конечно по вечерку да вечернему ветерку с берега - откатали за борт, авторучку - хоть и искали не нашли… Нукание начштаба в двойку по итогам недели вылилось.…. Ну да пережили и это. Такой вот фарс этим самым ВЭЖем. А кто-то может и не верит, что беда. Точно беда. Сайт управляется системой uCoz
|